10:57 Игра престолов. Лейтмотив рыцаря-шута в «Песни Льда и Пламени» | |
Лейтмотив рыцаря-шута в «Песни Льда и Пламени»Не секрет и не открытие, что в ПЛИО есть некоторое количество сквозных мотивов, которые так или иначе пронизывают все повествования. Например, это мотив «любви — яда», от которого гибнут не только влюбленные, но и окружающие их люди, или мотив игры в престолы, в которой или выигрывают или погибают. Иногда эти сквозные мотивы (Б. М. Гаспаров использовал бы термин лейтмотив) связаны в большей степени с одним персонажем или сюжетной линией, но и в таких случаях отголоски и отражения, своеобразные «следы» можно обнаружить и на других страницах ПЛИО, иногда весьма далеких друг от друга сюжетно. Например, мотив гибели с именем любимой на устах связан прежде всего с историей принца Рейгара и Лианны (видения Дени в Доме Бессмертных), но точно так же, почти дословно, Кэт вспоминает «почти гибель» Петира Бейлиша на дуэли с Брандоном Старком. Эта параллель очень занятна и, возможно, к ней стоит вернуться позже. Пока же меня интересует один лейтмотив, связанный одновременно с очень разными сюжетными линиями и героями, на первый взгляд пока никак (или очень мало) коррелирующими между собой. Тем интереснее, что связью между ними становится некий внешний, внесюжетный признак, а именно — «фольклорная», «мифологическая» для мира Песни Льда и Пламени фигура Флориана-шута и его возлюбленной Джонквиль. 1. Флориан-дурак или Рыцарь Печального Образа?Собственно о рыцаре-шуте мы знаем не очень много. С его именем связана история его любви к прекрасной Джонквиль, которая очень нравилась Сансе Старк и которой воспользовался сир Донтос, чтобы завоевать ее доверие. Но тем не менее, можно сгруппировать те отрывочные сведения, которые нам известны и сделать некоторые выводы. Во-первых, нам известно, что Флориан был шутом и рыцарем одновременно. Само по себе совмещение этих ипостасей кажется типологически невозможным. Шут — это тот, кто вызывает смех. Рыцарь — тот, кто воюет за правду. Собственно прагматическое совмещение этих ролей нам показано на примере сира Донтоса. Он был плохим рыцарем, стал плохим шутом, помог Петиру Бейлишу украсть Сансу из Королевской Гавани, причем за мзду, и был убит Петиром как ненужный свидетель. Но это — жестокая реальность ПЛИО (к которой мы еще вернемся), а миф, сказка о Флориане, конечно же не может предполагать такого. Из повести «Межевой рыцарь» мы знаем, что Флориан был не благородного происхождения; в представлении кукольников Флориан побеждал великана. Кроме того, в том сюжетном кусочке представления, который мы видим, Джонквиль сомневается в его рыцарстве. Напомню фрагмент:
Итак, что же это за рыцарь, над которым смеются, но который одновременно и такой славный рыцарь, которого свет не видывал, а представление о котором — грустное и веселое вместе? Несомненно, образ Флориана, как его представляют жители Вестероса, напоминает нам о благородном идальго Доне Кихоте Ламанческом, Рыцаре Печального Образа. Главное, что сближает два образа — трагикомичность. С одной стороны, это шут, одетый в разномастные доспехи, который никак не может претендовать на рыцарское звание и даже его возлюбленная сомневается в его рыцарстве. С другой — это настоящий герой. Многие герои саги упоминают Флориана в героическом, а не любовном контексте: тот же Дунк вспоминает его имя среди героев, которые, по его словам, «побеждали более сильных врагов», Бриенна, рассматривая меч, подаренный ей сиром Джейме, вспоминает, что у Флориана, наряду с другими легендарными героями, был прославленный меч. Вместе с тем, песня о Флориане и Джонквиль, которая упоминается в саге, начинается достаточно игриво: «Шесть юных дев в пруду искристом». Джейме начинает петь эту песню в качестве издевки над плачевным состоянием Девичьего пруда, в котором по преданию купалась Джонквиль. А еще показательно отношение к песне о Флориане Сандора Клигана, известного своими разоблачающими воззрениями на рыцарство: он не только называет Флориана дураком, что понятно, но и Джонквиль называет шлюхой. Он, конечно, грубиян, но вспомните Дульсинею, которая тоже в реальности была далеко не прекрасной девой. Трагикомическая, дуалистическая природа образа ярко отражена и в его прямых воплощениях в основном тексте саги. Я имею в виду персонажей, которые напрямую присваивали себе имя Флориана: это и уже упоминавшийся сир Донтос, и Робб Старк, который называл себя Флорианом в детских играх и погиб из-за чести женщины, и полусумасшедший дозорный по прозвищу Пустышка. Последний особенно интересен в связи с нашим сравнением Флориана с Дон Кихотом. Напомню, что Пустышка воображал себя Флорианом, точно так же, как Дон Кихот воображал себя рыцарем. Он гибнет во время штурма Черного Замка одичалыми:
Следует оговориться, наверное, что при анализе я опираюсь не столько собственно героя Сервантеса, сколько его архетипизированный образ, который и работает в мировой культуре. Того Дона Кихота, которого мы видим в многочисленных экранизациях, театральных постановках, картинах. Напомню, что пишет о культурном типе Дона Кихота И. С. Тургенев в своей известной статье «Гамлет и Дон Кихот»:
Идеальных рыцарей, о которых когда-то мечтала Санса, не бывает в реальности Вестероса. Но Дон Кихот, а вслед за ним Флориан-дурак и не идеальный рыцарь. Он, возможно, и вовсе не рыцарь даже, его потуги быть рыцарем вызывают смех. Но идеал, которому он служит, все равно остается в своей нетронутой чистоте. Здесь уместно напомнить еще об одном важном моменте: любовь Дона Кихота к Дульсинее лишена чувственного наполнения, он обожествляет ее как Прекрасную Даму, но не смеет вожделеть. С Флорианом все несколько сложнее, вроде бы Санса вспоминает историю Флориана и Джонквиль, как историю любви, но один момент в ПЛИО заставляет меня предположить, что и в той истории все не так просто. Когда Санса уже в Гнезде слушает песни обреченного Маррилиона, она перечисляет все песни, какие он поет:
Песня о Флориане и Джонквиль, таким образом, по крайней мере в одном из своих вариантов, оказывается печальной историей, что может предполагать и несчастливую развязку любовной интриги. Как бы то ни было навряд ли Санса любила бы чувственную фривольную историю, подобную той, о которой рассказывалось в песне «Медведь и прекрасная дева». Так что скорее всего, Флориан, так же, как и Дон Кихот, обожал свою Джонквиль и готов был совершать подвиги во имя ее славы совершенно безвозмездно. Итак, если мы согласимся с этой параллелью, то стоит пристальнее взглянуть на то, как образ рыцаря-шута воплощается в героях саги и что он для них значит (и в свою очередь что он значит для саги в целом) 2. Флориан истинный и Флориан ложныйБезусловно на данный момент самым «ярким» проявлением «Флориана» в саге является сир Донтос Холлард, но начать я все-таки хочу не с него, а с другого сира, который считал себя недостойным сравнения с Флорианом. А именно с сира Дункана Высокого. Представление с сюжетом о Флориане и Джонквиль, которое я цитировала выше, появляется в первой же повести о Дунке и Эгге «Межевой рыцарь» и, на первый взгляд, связано только с романтической линией — Дунк испытывает первую трогательную влюбленность в кукольницу Тансель. Но на самом деле история про Флориана — ненастоящего рыцаря, но истинного защитника слабых и обиженных, становится для Дункана пророческой. Во-первых, в его рыцарстве, как и в случае с Флорианом, долго сомневаются. Во-вторых, он, не раздумывая о последствиях, бросается на защиту Тансель — своей прекрасной дамы, о которой только мечтал. О рыцарстве истинном и ложном Дункан вспоминает уже в темнице, куда его поместили за нападение на принца.
В этой цитате интересны два момента: первый — это то, что хотя Дунк и приписывает ее сиру Арлану, своему учителю, дальше он оговаривается, что не только он, Дунк, не помнил этих слов старика до этого момента, но и сам сир Арлан позабыл их. Таким образом, это высказывание об истинных рыцарях, явившееся Дунку из глубин его памяти, теряя индивидуальное авторство, приобретает онтологический смысл, становится универсальной мудростью. Это тем более подчеркивается тем, что в ней служение межевых рыцарей объявляется служением веры, словно бы межевые рыцари не получают платы за свои услуги. И это отсутствие упоминания о мзде или выгоде, которую получают межевые рыцари за работу — второй момент, на который бы я хотела обратить внимание. Истинный рыцарь, таким образом, тот, кто воюет за идею, а не ради выгоды. Дункан Высокий в «Межевом рыцаре» поступает именно так, и само его сидение в темнице с долгими размышлениями о предназначении напоминает рыцарское бдение, необходимое перед посвящением, если проводить его по всем правилам. Кроме того, Дунк на протяжении всей повести (да и нередко и в других повестях цикла) называет себя чурбаном, темным человеком, дубиной — дураком. Не стоит, думаю, напоминать, что в английском «дурак» и «шут» обозначены одним словом. Даже и в русском языке, к примеру в XVIII веке шутов называли дураками, так что связь двух понятий гораздо более крепкая, шут и дурак равноценны не в языке, а скорее в архетипе. Итак, сир Дункан Высокий является наиболее чистым воплощением идеального рыцаря-дурака. При всем своем простодушии, он может быть необычайно мудр, и несмотря на то, что не совсем понятно, посвятил ли сир Арлан его в рыцари, он, безусловно, образец рыцарства. Но, однако, он остался за пределами основного цикла ПЛИО. Почему? Нет, я задаю этот вопрос, разумеется, не в том смысле, почему повести о Дунке и Эгге — отдельные произведения, а почему такого или подобного такому героя нет в основной саге. Думается, не только потому, что основной цикл — совсем иной по тональности, тяжелый мир интриг и предательств, в котором такой герой, как Дунк не сумел бы выжить без авторской помощи, а автор, вроде бы, решил никому из своих героев чересчур не помогать. Мне кажется, что есть и еще одна причина, может быть, даже более значимая в художественном отношении. В мире ПЛИО, словно бы в разбитом зеркале троллей, образ Флориана-дурака расщепился на множество осколков, отразился во множестве лиц, иногда искажаясь, но все-таки оставаясь узнаваемым. И тут мне все-таки придется поговорить о пресловутом сире Донтосе, главном поддельном Флориане. Сир Донтос представляет собой перевертыш, искажение изначального мифологического образца. На первый взгляд может показаться, что перед нами разоблачение мифа, но это не так. Точнее не совсем так. Для Сансы «ее Флориан» навсегда, думаю, стал звеном в цепи событий, доказавших ей, что жизнь не песня. Но совсем как в случае с идеалами Дона Кихота, сам образец, получивший такое кривое воплощение, остается чистым и неиспорченным. И этому есть, как мне кажется, несколько причин. Главная: этот испорченный Флориан — искусственный суррогат, специально созданный для Сансы. Напомню кратко фабулу их взаимоотношений. Сир Донтос — пьяница и впервые упоминается еще в Игре Престолов. После казни Неда все сторонятся ее, словно прокаженной, а он, в пьяном безумии, готов приветствовать. Его одергивает Бейлон Сванн. Затем на турнире в честь именин Джоффри, сир Донтос напивается так, что выходит на ристалище в одном панцире и не может сесть на коня. Санса, повинуясь безотчетному порыву, спасает его от расправы Джоффри. После этого разжалованный в шуты сир Донтос встречается с Сансой в богороще и обещает увезти из Королевской Гавани «домой». Примерно через полгода их встреч, так и не увезенная, Санса соблазняется на предложение Тиррелов, рассказывает об этом сиру Донтосу, и через некоторое время оказывается замужем за Тирионом Ланнистером. Уже будучи замужем, она возобновляет свои хождения в богорощу и встречи с сиром Донтосом. Именно он передает ей сеточку с отравленным камнем, а в день свадьбы и смерти Джоффри, выводит из Королевской Гавани на корабль, где его убивают по приказу Мизинца. Оказывается, все это время сир Донтос работал на Бейлиша, рассчитывая на мзду. Больше того, его маска Флориана, — совместное создание Мизинца и Сансы. Санса любила песни о Флориане и Джонквиль больше других, и сама первая называет сира Донтоса этим именем.
Это очень интересный диалог с точки зрения наших размышлений — он почти буквально копирует диалог Флориана и Джонквиль из кукольного представления в «Межевом рыцаре». То есть, Донтос-Флориан — это кукла, дурилка для Сансы, умело руководимая опытным кукловодом. Флориан из песен был шутом, но стал рыцарем. Ему пришлось доказывать свое рыцарство и защищать свою Джонквиль от великана. Донтос же — антитеза, Флориан, вывернутый наизнанку. Был дураком во время своего рыцарства и остался им же во время своего шутовства. Он, если вспомнить о гербе Бейлишей, на котором изображена голова Титана, не защитил свою даму от великана, а напротив, продал ее ему и сам был повержен. Между тем, даже такой искусственный суррогатный образ благородного рыцаря окрыляет сира Донтоса. В первую их встречу он страшно трусит, едва ли не больше, чем сама Санса. Но вот она поверила в сказку, возвращается и благодарно целует своего рыцаря в заросшую щеку. И уже в следующей главе, этот опустившийся и никчемный человек в меру своих слабых сил вступается за нее перед Джоффри.
Чуть позже он пытается превратить все фарс, но Сансу все равно избивают, выручает ее Тирион. Мне кажется, что есть определенная ирония в том, что уже в Гнезде Санса вспоминает, как за нее вступался предатель-Донтос, а вот Мизинец — нет. Думаю, вполне может оказаться, что Флориан в каком-либо из своих воплощений еще победит этого «великана». В связи с Сансой и Флорианом интересен еще один момент. Вот она бежит из богорощи, окрыленная неожиданной поддержкой и встречает совсем другого не-рыцаря.
Очень забавная встреча, если вдуматься. Сансу в тот момент защищают трое – Пёс, Тирион и сир Донтос. Каждый словно бы претендует на звание «Флориана», которым его могла бы наградить Санса, но она делает неправильный выбор. Но в связи с не-рыцарями, связанными с рассматриваемым лейтмотивом, нам интереснее не Клиган и не Тирион, а другой персонаж, также связанный с Сансой. 3. Дева и МедведьИ этот не-рыцарь — Бриенна Тарт. Ее связь с лейтмотивом Флориана не так бросается в глаза, но мне кажется, она даже сильнее, чем у того же Донтоса. И, конечно, это не секрет, что Бриенна сильно связана с Дунканом Высоким. По последним сведениям она является одним из его потомков. Но все-таки пойдем по порядку. Впервые в связи с Бриенной песня о Флориане и Джонквиль появляется во время ее путешествия с пленным Джейме Ланнистером через разрушенный Девичий Пруд.
Неизвестно, действительно ли эта песня — о Флориане и Джонквиль, хотя очень похоже на то, ведь по преданию, Джонквиль купалась в пруду с подругами, когда ее увидел Флориан. И тут возникает занятный парадокс. Видимо, исходя из раздраженной реакции Бриенны на эту песню, в энциклопедии сделали предположение, что песня эта непристойного или фривольного содержания. Хотя из строчки этого никак не видно. Скорее Бриенну раздражает само употребление этой песни в глумливом, шутовском контексте да еще при виде смерти, которая заняла Девичий Пруд. Джейме сравнивает Бриенну с подругами Джонквиль, и сравнение, явно, не в ее пользу. Чуть позже он же, опять глумясь, предлагает потереть ей спинку и вспоминает как мыл спину Серсеи. В тот период времени Серсея для Джейме представляется средоточием любви, самым дорогим человеком. Но связывает ее с ним, конечно, отнюдь не рыцарская невинная любовь, а любовь телесная, физическая. И всякие легенды о любви другого рода, о рыцарстве, представляются Джейме глупыми сказками, в которые только и может верить такая дурища, как Бриенна. Флорианство в Бриенне для Джейме смешно. А та, как мы убеждаемся чуть позже, действительно верит. Парадоксально, что Бриенна вспоминает о Флориане в связи с мечом, который подарил ей тот же Джейме. Правда уже Джейме без правой руки, словно бы другой человек. Бриенна смотрит на Верного Клятве и думает о том, что недостойна этого меча. Ведь такие мечи были только у легендарных героев, имена которых она перечисляет, среди которых и Флориан-дурак. Это интересный момент не только потому, что у незнатного шута вроде бы неоткуда взяться легендарному мечу, но и потому, что легенды о Флориане из любовной истории становятся историями о подвигах и героях. Отмечу, что Бриенна считает себя недостойной стоять в одном ряду с Флорианом, как и Дункан в свое время. Еще интереснее, что как и Дункан, она не была посвящена в рыцари, хотя и была членом Королевской Гвардии короля Ренли. Ну и самое главное — это, конечно, щит. Тут даже дело не в том, откуда старый щит Дункана взялся на Тарте, скорее интереснее зеркальная ситуация: Дункану нужен новый щит, так как щит сира Арлана он носить не имеет права. Бриенне нужен новый щит, потому что во-первых, тот, что у нее есть, вызывает у всех встречных дурные ассоциации, а во-вторых, герб Тарта она не может носить из-за обвинения в убийстве. У Дунка нет своего имени, Бриенна отказывается от родового имени, и, что особенно интересно, делает это в начале длинного квеста, который закончился на виселице, с которой, как мы знаем, ей удалось соскользнуть. Напомню, что Дон Кихот, а точнее Алонсо Кихана, начал свое путешествие с того, что поменял имя на более приличествующее рыцарю — Дон Кихот Ламанческий. А потом и в самом деле отправился в путешествие, которое исследователи считают архетипическим путешествием героя. То есть путешествием с символическим, фиктивным умиранием, или же связанное с попаданием в иные миры, на «тот» свет. Таким образом, герой совершает перерождение, и как мы помним, Дон Кихот из первой части вполне неравен Дону Кихоту из второй части романа. Кроме этого, Дон Кихот в первой части во имя Добра и Справедливости, которым служит, совершает «шутовские» подвиги, последствия которых, часто оборачиваются против того, кого он спасал. Бриенна, в свою очередь, связана с образом шута. Над ней постоянно подсмеиваются окружающие за ее странное для женщины поведение. Она никак, даже под рыцарским шлемом, который однажды надевает, не может скрыться от насмешек. Показательно, что Бриенна всеми силами стремится избежать этих насмешек и очень зла на того же сира Хиля, который посмеялся над ней в лагере Ренли. Однако вот она встречает человека, который не смеется над ней — Рендилла Тарли — и обнаруживает, что он-то считает ее уродом, потому и не смеется, а только брезгует. Кроме этого, в первой части своего квеста в «Пире стервятников», Бриенна идет «по следу» уже мертвого к тому времени сира Донтоса, Флориана Сансы Старк. С точки зрения Бриенны нам не только рассказывают его биографию (казалось бы, зачем?), но и показывают его дом.
Именно в руинах замка Холлардов, Бриенна встречает Подрика Пейна и делает его своим оруженосцем, тем самом одновременно увеличивая свое сходство с Дунканом и с Дон Кихотом. Подобно последнему она гонится за обманом, за призраком и на этом пути словно бы переодевается в доспехи Флориана, оставленные сиром Донтосом:
Путешествие Бриенны в поисках дамы-в-беде заканчивается печально. Она сама все-таки попадает в беду и почти гибнет, в последний миг успевая выкрикнуть одно лишь слово. Интересно, что до этого она получает от Кусаки метку на лицо, которая делает ее еще некрасивее, чем она была. Как известно, сир Дункан Высокий в повести «Верный меч» тоже получает шрам на лице, сделавший его внешность «еще более устрашающей». В отличие от другого аналогичного случая в основном тексте ПЛИО, в случае с Бриенной мы не можем точно сказать, почему, «за что» она получает эту метку. Никаких серьезных грехов за ней, вроде бы, не усмотрено (если не считать грехом ее упрямство). Именно поэтому я считаю, что метка на лице означает не наказание, а нечто иное. В «Таинственном рыцаре» шрам Дункана не просто испортил ему внешность — он влияет на его репутацию. Лорд Гормон Пик подозревает в Дункане разбойника:
Позже, готовясь все-таки прибыть на турнир в Белостенный замок, Дунк сокрушается, что не может избавиться от шрама. Хотя в целом это не совсем типично — ведь шрамы на рыцаре довольно обычное дело. Бриенна в лихорадочных переживаниях о Джейме, Ренли и своей судьбе примерно так и думает о своих. Но есть шрамы, которые говорят о доблести, а есть те, что точно говорят о позоре. Такой меткой в «Танце с драконами» обзавелся сир Джорах Мормонт. Клеймо на лице в виде головы демона никак нельзя принять даже за след от хлыста. По словам Тириона Ланнистера «ошейник лучше клейма — ошейник можно снять». К этому клейму я вернусь чуть позже — сейчас стоит напомнить, как вообще лейтмотив Флориана возникает в связи с Мормонтом.
Напомню вкратце предысторию — Джорах и Тирион с Пенни плывут на «Селасори кхорун» якобы в Кварт, но попадают в полосу штиля. Пенни уговаривает Тириона поучаствовать в шутовском поединке на собаке и свинье. Тирион соглашается, но в процессе раздосадован и унижен. Поэтому, когда Джорах, помогая ему снять доспехи, замечает, что шутовство не поможет Тириону завоевать симпатии королевы Дейенерис, Тирион произносит эту длинную, вполне справедливую, но обидную тираду. Для Тириона Флориан-дурак — персонаж скорее комический, чем героический, персонаж из сказок, которые нравятся нежным девочкам, вроде Сансы Старк и в которые он, разумеется, не верит. Джорах же реагирует на это вполне недвусмысленно и в духе своего характера. Тириону и раньше от него доставалось за длинный язык. Тяжелая рука и никакого чувства юмора, — так он охарактеризовал Джораха по пути из Селхориса в Волантис. С чувством юмора и умением смеяться над собой у Джораха, как и у Бриенны, и вправду не очень. Чуть раньше цитированного фрагмента между ним и Тирионом состоялся следующий диалог:
Выглядеть дураком — вот чего не хочет сир Джорах Мормонт. Потому и молчит об истинных причинах, которые влекут его к Дейенерис, когда его спрашивает об этом портовая вдова. Потому и так злится на горькую правду, которую высказывает ему Тирион. Однако как мы знаем, в мире Мартина «кто чего боится, то с тем и случится». Любопытно, что карлики есть и в повести «Таинственный рыцарь». Они дают представление на пире перед турниром и у них тоже есть свинья, правда, деревянная.
Почти этими же словами Тирион характеризует их собственное представление:
И с тем, чтобы называться дураком, Джораху тоже приходится смириться. Когда Тирион приводит их с Пенни в палатку «Младших сыновей», Джорах долго молчит, но потом подает голос:
Вся сцена построена на узнавании и именовании. Называть ли тебя рыцарем (сиром)? Можешь называть дураком. Таким образом, Джорах соглашается с тем, что он — рыцарь-шут, совершивший большое путешествие во имя любви к прекрасной даме. Интересно, что в рабстве Джорах проходит через своего рода символическую, мнимую смерть. Во-первых, как и Бриенна, Джорах едва-едва избегает реальной смерти. И его спасение так же связано с единственным словом.
Одно слово «друг» — и в самый последний момент Джорах избежал смерти. Однако его участь в рабстве едва ли лучше смерти, согласно суждению самого Тириона, «[рыцарь] весь ушел в себя». «Уход» здесь не только способ сопротивления, но символическое обозначение смерти — через молчание, через отказ жить рабом. Ни один и ни два раза подчеркивается, что ежедневные избиения по приказу Нянюшки сделали его не похожим на себя прежнего. Причем, это сначала чисто физическое свойство — его лицо обезображено синяками.
Но эта неузнаваемость не исчезает и тогда, когда синяки почти сходят с его лица, возвращая, вроде бы, прежние черты.
Клеймо, которое сделало его из некрасивого — пугающим, точно так же как его шрам — Дункана высокого и как метка на лице Бриенны. Интересно, что свое «путешествие к мнимой смерти» и Джорах, и Бриенна совершают со спутниками-оруженосцами. У Джораха — это Тирион, который сначала является его пленником, а потом становится другом и спасителем, а у Бриенны — Подрик, который до этого был оруженосцем… Тириона. Возможно, Тирион как ист Итак, теперь Джорах лишь смутно напоминает того Джораха Мормонта, которого Иллирио Мопатис представил Дейенерис как рыцаря, «помазанного семью елеями самим верховным септоном». Потому что тогда рыцарство для него значило очень мало. Точнее, оно придавало ему статус, гордость. Но никак не делало его рыцарем в истинном смысле этого слова. Несмотря на то, что читателям известно о его нерыцарских поступках, в самом тексте ПЛИО в его рыцарстве никто, прежде всего он сам, не сомневается до определенного момента. Даже Барристан Селми, разоблачая в Джорахе шпиона Вариса говорит «я лучший рыцарь, чем ты, сир» то есть продолжает называть его рыцарем. Однако уже вдова Вогарро подвергает его рыцарство сомнению. Причем она сомневается не в том, что он имеет формальное право называться рыцарем, она подвергает сомнению именно истинность его рыцарства, верность идеалу.
Это очень интересный эпизод, коррелирующий с тем самым кукольным представлением в повести о Дунке, с которого мы начали свое повествование. Джорах в ответе на вопрос вдовы о целях своего путешествия к Дейенерис утверждает, что он — рыцарь. Вдова, не верящая никаким песням и сказкам, справедливо сомневается. И тут же, после инцидента с Пенни, она еще раз возвращается к вопросу о рыцарстве.
Естественно, потому что о своем рыцарстве мало заявить вслух, его надо доказать на деле. То, что Джорах это усвоил, становится понятно на «Селасори Кхорун», когда Джорах проявляет неожиданную заботу о Пенни (да и о самом Тирионе тоже, похвалив его за поединок):
Он даже называет Пенни «леди». Не бог весть какое рыцарство, конечно, но рабство и клеймо еще впереди. К финалу «Танца с драконами» Джорах, совершив путешествие в поисках истинной любви, пройдя через «смерть» и получив метку на лице в буквальном смысле становится другим человеком. Не только внешне. Теперь он готов признавать свою глупость и даже облачается в шутовские доспехи Флориана-дурака.
Помимо шутовских доспехов для полного превращения Джораху не хватает только волшебного меча. Его родовой меч — у Джона. Однако мы помним, как в перед костром Дрого Дейенерис пообещала ему, первому рыцарю ее гвардии, меч, которого еще не видел свет, выкованный драконом. Думаю, этому предстоит свершиться, и Джорах получит свой меч. Рискну предположить, что Джораху и Бриенне, каждому в свой черед, предстоит совершить подвиг, «победить великана», подобно легендарному Флориану. Возможно также, что их истории, как и представление кукольников, будет «веселое и грустное вместе». Горько-сладкое, как и было обещано. Источник:http://7kingdoms.ru/ | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Наследие [72] |
Ривердейл [454] |
Ведьмак [20] |
Зачарованные [101] |
Этерна [1] |
Флэш [266] |
Ходячие мертвецы [140] |
Люцифер [145] |
Чужестранка [294] |
Открытие ведьм [7] |
Дневники вампира [566] |
Древние [145] |
Игра престолов [1013] |
Волшебники [110] |
Стрела [244] |
Расскажи мне сказку [15] |
Новости сайта [22] |
Новинки кино [10] |
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Июль
- 2016 Август
- 2016 Сентябрь
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль